Уместна ли «религиозная наука» в светском государстве?

В сентябре 2015 года Высшая аттестационная комиссия при министерстве образования и науки РФ внесла теологию в перечень научных специальностей, по сути возвращаясь из XXI века в век XIX. Теперь специалисты-теологи вновь смогут защищать диссертации и получать степени кандидатов и докторов наук.

НАДО ОТМЕТИТЬ, что и ранее никто не мешал религиозным организациям самостоятельно в своих учебных заведениях обучать различным религиозным специальностям и присуждать какие угодно степени и звания. Сам патриарх Кирилл — кандидат богословия Ленинградской духовной академии аж с 1970 года, с советских «атеистических» времен. Теперь же официальная ученая степень кандидата или доктора теологии предоставит своему обладателю многочисленные льготы и привилегии, установленные законодательством, и распахнет двери в научное сообщество.

Не каждый даже верующий человек сможет четко ответить на вопрос: что же такое теология? В буквальном переводе с греческого — учение, слово о боге или богословие. В каких-либо официальных документах и правовых актах определение теологии отсутствует. Нет его даже в паспорте самой научной специальности, утвержденном недавно ВАК. Суть теологии религиозные организации всегда определяли для себя самостоятельно. Еще в проекте об учреждении Московского университета, утвержденном императрицей Елизаветой Петровной в 1755 году, богословие исключалось из структуры университета: «Хотя во всяком Университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется святейшему Синоду». Кафедра богословия появилась там лишь в 1819 году.

Главным проводником идеи включения теологии в перечень научных специальностей на протяжении многих лет выступало руководство РПЦ. Патриарх Кирилл в январе 2015 года, выступая в Госдуме на Рождественских встречах, так описал этот процесс: сначала духовенству, по выражению самого патриарха, удалось «пробить возможность» изучать богословие в рамках бакалавриата и магистратуры, в том числе в светских государственных университетах. Как высказался глава РПЦ, «можно быть магистром, а нельзя быть доктором только потому, что кто-то отказывается включить богословие, теологию в перечень научных дисциплин». Патриарх сослался на мировую практику, что «во всем мире можно стать доктором теологии, а в России нельзя». Теперь, как мы видим, духовенство успешно пролоббировало и эту идею.

Не вступая в древний спор между наукой и религией по проблемам бытия, необходимо ответить на вполне конкретный вопрос: нарушается ли в данном случае положение основ конституционного строя о светском характере Российского государства? Если да, то в чем именно? Наука — это часть государственной политики. Не случайно соответствующий федеральный закон носит наименование «О науке и государственной научно-технической политике», а государство по Конституции — светское. Поэтому включение теологии в перечень научных дисциплин ВАК нарушает принцип отделения церкви от государства и подрывает его светский характер.

В 1918 году Совет Народных Комиссаров РСФСР издал Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. С тех пор Россия остается светским государством. Эта норма вошла и в действующую Конституцию 1993 года, только словосочетание «школы от церкви» незаметно ушло из формулировки. Как видим, религия медленно, но верно возвращается сначала в среднюю школу, затем в высшую школу, а теперь уже и в науку. Наверное, будет логичным, если первую официальную ученую степень доктора теологии присвоят патриарху Кириллу. Кстати, согласно действующему Уставу РПЦ, кандидат на должность патриарха должен иметь высшее богословское образование, но об ученой степени ничего не сказано. Изменят ли теперь религиозные организации, в том числе РПЦ, свои нормативные документы? Введут ли требование об обязательности ученой степени для кандидатов на высшие церковные должности?

Еще в 2007 году десять академиков Российской академии наук, в число которых вошел и нобелевский лауреат коммунист Жорес Алферов, выступили с открытым обращением к В.В. Путину, в котором выразили беспокойство по поводу активного проникновения церкви во все сферы общественной жизни. Это письмо, сегодня ставшее еще более актуальным, завершалось словами: «Верить или не верить в Бога — дело совести и убеждений отдельного человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашенный государством курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует».  Евгений Тетерев, ПРАВДА № 118-2015г.


Updated: 26.10.2015 — 20:21
Лебедянское районное отделение КПРФ © 2015 Frontier Theme